Представления о положении человека в природе имеют свою историю, связанную со взглядами на общую историю развития органического мира на Земле. При этом особое внимание уделялось сущности человека – тому, что отличает его от других животных, делает его человеком, и этонеразрывно связано с решением вопроса его происхождения.

В глубокой древности человек не отделял себя от природы, а переносил на нее представления о себе – в понимании человека существовала живая природа, хотя и не похожая на него. Это подтверждается существованием у многих народов культа Богини-Матери, олицетворенной в статуэтках женщины, имеющей необычно сильно развитые органы деторождения и кормления. Она считалась Матерью Вселенной, включая животных и людей, управляющей всеми природными процессами. Таким образом, единство природы и человека рассматривалось как родство на основе единства происхождения от одной матери, хотя и мифологической(от греч. мифос– сказание, предание, слово).

Дальнейшими были также мифологические взгляды, которые выражались в тотемизме (на языке оджиби Северо-Амер. индейцев от-тем– его род). Тотемом являлось животное (реже – растение), которое почиталось в качестве предка определенной группы людей, считалось их незримым покровителем, но не обожествлялось. Таким образом, эти мифы отражали происхождение не человечества, а конкретных людей, связанных между собой кровным родством. С этой точки зрения, люди, объединенные другим тотемом, считались не людьми, а животными или злыми существами.

Культ животных, или зоолатрия (от греч. зоон– животное, живое существо и латрия– служение, культ), проявлялась в различных формах, одна из которых – уподобление животных людям. В частности, предполагалась возможность их превращения в людей или предшествующего существования в качестве людей.Уже в те времена для некоторых племен тотемом служила обезяна, а в Африке есть предание о том, что обезьяна когда-то была человеком, который превратился в животное после нарушения нравственных законов. Обезьянам поклонялись как священным животным в Египте, Марокко, Тунисе, Алжире, Камеруне, Индонезии, Малайе, Японии и Китае, а в Индии они почитаются и сейчас. В Конго существует племя, избирающее своим царем обезьяну, которая поселяется в специальной хижине и которой оказываются царские почести.

Вместе тотемизмом развивался анимизм (от лат. анима– душа, дух) – вера в существование духов (как добрых, так и злых), т.е. появились представления о некой незримой бессмертной сущности, характерной для человека, и о потустороннем мире. Это проявилось в культе предков – почитании душ умерших, которые переселяются в подземный мир и живут там, как на Земле. В связи с этим появились обряды погребения: зарывание в землю, предание огню и т.п., включая такой экзотический, как поедание умершего.

На этом фоне развивались простейшие формы религии(от лат. религио– святыня, предмет культа), в частности, шаманство (от эвенкийск. саман– возбужденный, иссупленный человек) - посредничество между миром людей и миром духов. Оно осуществлялось шаманом – человеком, который избирался духами, проходил пересотворение и возвращался к живым людям, которые могли и не признать его шаманом, требуя реальных подтверждений, чаще всего – излечения больных.

Дальнейшее развитие религии привело к теистическому креационизму(от греч. теос– бог и лат. креационис– созидание, творение), коснувшемуся и вопроса происхождения человека. Согласно данным взглядам, человек был создан Богом или Верховным Духом, как правило, из земли или глины. При этом для ранних форм религий был характерен политеизм – многобожие, хотя и с существованием Верховного Бога.

В Древнем Египте считали, что первых людей сотворил Бог Хнум из глины или Бог Ра из собственных слез. Сущность людей проявлялась в наличии у каждого телесной плоти, незримого двойника ка и души ба. Ка рождается и растет вместе с телесной плотью, является безгрешным и бессмертным, а ба отвечает за все грехи человека в загробном мире, где грешников пожирает чудовище (окончательная смерть человека), а праведники продолжают жить на “блаженных полях”. Интересно, что для олицетворения Бога Солнца Ра и Бога Мудрости Тота в египетской мифологии нередко использовали образ обезьяны-павиана.

У индейцев племени майя-киче (Центральная Америка) существовал миф о неоднократном божественном сотворении перволюдей из разного материала и последующем их уничтожении богами. “Неудачные варианты”успели оставить потомков–обезьян, чем объясняется их сходство с людьми, а завершенные люди были созданы из теста (мужчины из белого, а женщины из желтого).

По австралийским преданиям, Бог Байам одних людей создавал из глины, других – из дерева, а третьих – из животных. В этом мифе уже отражено неравенство разных людей по происхождению и сохранена связь с тотемизмом. Божественное сотворение первых людей характерно и для более современных религий, однако в них первостепенным вопросом является не происхождение человека, а его сущность, выражаемая отношением к богу, взаимоотношением с ним.

Индуизм (от Хиндустан– самоназвание Индии на языке хинди) является религией, которую исповедует около 17% населения планеты, включая 83% жителей Индии. Она характеризуется политеизмом с Верховным Богом Брахмой (создатель) и главными богами Вишну (сохранитель) и Шивой (разрушитель и восстановитель), причем общее число богов, по одному из преданий, составляет ровно 3333333. Брахма сотворил человека после живого духа, мысли и богов, но до создания зверей, птиц, насекомых, демонов и растений. Мир, в котором живет человек, характеризуется всеобщим и вечным порядком, созданным и завещенным богами, - дхармой (от санскр. дхар– поддерживать).

Согласно индуизму, человек существует в “круге бытия”, осуществляя череду перерождений, или реинкарнаций, путем вечного возвращения своего духа в мир земной. Реинкарнация регулируется кармой (от санскр. карма– деяние, поступок) – законом воздаяния за все поступки, совершенные в данной и предыдущих жизнях. От кармы и зависит, кем родится человек в следующей жизни - растением, животным, человеком или богом.

Высшая цель жизни в индуизме заключается в выходе из круга бытия, чего можно достичь, не преступая законы кармы, развивая интеллект для постижения вечной мудрости или путем всепоглощающей преданности возлюбленному Богу. Поскольку человек действует в жизни под влиянием своих желаний и в силу своего невежества, он обречен на страдания и перерождения до тех пор, пока не избавится от их причин.

Таким образом, индуизм проповедует божественное происхождение человека, наличие у него бессмертной души, но еще не вырывает его из природы для господства над ней (идея реинкарнации). Важным элементом индуизма является понятие личной дхармы, основанное на исходной неодинаковости людей. Оно привело к разделению людей на касты (от португ. каста – род), или варны (от санскр. варна– род, вид, цвет), среди которых были высшие и низшие, т.е. божественному закреплению социального неравенства.

Идеи предопределенности судьбы человека и его прямого подчинения богам характерны для политеистичной религии Мессопотамии. В ней Великие Боги Ануннаки создали человека, чтобы возложить на него собственное бремя – “носить корзину богов”. Для этого они пожертвовали одним из невеликих богов, смешав его кровь с глиной и сотворив из этого, имеющего божественное начало, материала человека. Согласно этой религии, человек смертен и попадает после смерти в “страну без возврата”, где все люди навечно лишены радостей вне зависимости от их личных заслуг при жизни.

Наиболее древняя из мировых религий, буддизм(от санскр. будда– просвещенный), который в настоящее время исповедуют 6% населения Земли, во многом перекликается с индуизмом. Однако в ней появляется новый элемент общения Бога с человеком - проявление Бога через пророков в образе конкретных людей, проповедующих волю Божью и становящихся основателями религий, каковым и являлся Будда. Интересно, что в ряде индийских преданий одно из лиц Будды – обезьянье.

Буддизмрассматривает людей и богов как два разных класса разумных существ, созданных исходно Единым Богом. Все они, включая богов, смертны и испытывают страдания, причина которых – невежество и неудовлетворенные желания. Каждый человек находится в круговороте собственных рождений и смертей, т.е. буддизм признает телесную смертность, но подразумевает наличие бессмертного начала, которое устроено достаточно сложно.

Согласно учению Будды, бытие человека и других живых существ определяется кармой (см. индуизм). Родившийся человеком может выйти из круга перерождений, достичь нирваны (от санскр. нирвана– угасание), путем упорного самосовершенствования, приводящего к полноте своего внутреннего бытия, отсутствию желаний и отрешенности от внешнего мира. Буддизм не возвышает человека над природой, проповедуя справедливость и милосердие ко всем живым существам, умеренность желаний, стремление к нравственному согласию с самим собой и внешним миром. Роль Бога, который проявляется, рождаясь в образе человека (Будда), – указать путь достижения этих целей.

Зороастризм (от Зороастр – греч. произношение имени пророка Заратуштры), возникший в Древней Средней Азии, также политеистичен и проповедовался пророком. Согласно Зороастру, Высший Бог Ахура-Мазда (Владыка Мудрый) – творец идеального мира абстрактных понятий (духовного мира) и всего реального, зримого мира, включая смертного Первочеловека, рождающего первых мужчину и женщину, от которых и произошел род людской. Жизнь человека должна основываться на триаде “добрая мысль→доброе слово→ доброе деяние”и предполагает свободу выбора своего места в жизни, предопределенной роком. В зороастризме появляется идея Страшного Суда и Бога-Спасителя, который в определенное время воскресит всех мертвых и очистит мир, а все, что останется, будет вечным.

Даосизм (от кит. Дао– путь, метод) является очень древним философско-религиозным учением Китая, которое интересно по крайней мере в двух аспектах. В нем развита идея о Дао – первоначале и управителе всего, включая Верховного Бога (Небесного Владыку) с другими богами, т.е. даосизм уникален тем, что божественное в нем отодвинуто на второй план. Тем не менее, творческое начало в нем принадлежит Небесному Владыке, который создал все, что есть в Поднебесной из двух начал: ян (легкое, светлое и теплое) и инь (тяжелое, мутное и холодное), образовавших сначала, соответственно, небо и землю. Именно взаимодействие этих двух начал лежит в основе всего сущего, включая человека, причем ян представляет собой “мужское” начало, а инь – “женское”.

Таким образом, особенностью даосизма являетсяидея дуализма (от лат. дуалис– двойственный) существующего мира и природы человека. Сохранение и развитие всего по закону Дао происходит на основе единства и борьбы двух противоположностей – ян и инь. В частности, смерть и жизнь в даосизме рассматриваются именно с такой точки зрения. Поэтому смертны не только люди, но и боги, которые, однако, живут намного дольше людей. Сущность жизни человека определяется в даосизме как подчинение всеобщему закону Дао, предписывающему и нормы нравственного поведения. Их суть - следование естественной природе, что является залогом личного счастья, физическиго и духовного здоровья.

Иудаизм (от ивр. иегуди– еврей) является религией практически всего одного народа, в которой отразилась как история его возникновения, так и борьба за его сохранение. Ее исповедуют около 15 млн. человек, причем далеко не все евреи считают себя верущими (в США – около 66%, в России – порядка 6%). Иудаизм представляет собой первую осознанно монотеистичную (от греч. монос– один, единственный и теос– бог) религию, основанную на признании единственного Бога и, значит, единого миропорядка. Согласно иудаизму, Бог – творец всего, ничем не ограниченный Дух, не имеющий конкретного образа и осуществляющий связь с человеком через пророков, осененных его откровениями. При этом, несмотря на свою безграничность и непознаваемость, Бог рассматривается как живая личность, активно вмешивающаяся в историю и желающая любви человека.

В иудаизме человек считается единственным существом на Земле, созданным самим Богом, а не по воле божьей. Первый человек Адам (от ивр. Адама– земля) был сотворен из праха земного, поэтому он – часть природного мира. Однако он выше природного мира – был создан по образу Бога в конце сотворения мира для господства над этим миром и призван к жизни дыханием божьим. С точки зрения иудаизма, человек имеет две души: животную и божественную. Первая из них была создана вместе с телом и присуща всем живым организмам, а вторая была вдохнута Богом позднее. На фоне такого духовного дуализма иудаизм утверждает первенство божественной души над животной, рассматривая их как всадника и коня, а подчинение божественной души животной считается исчезновением человека как подобия Бога.

Еще одной особенностью иудаизма являются взгляды на семью. Согласно толкованиям этого вопроса современным иудаизмом, Адам был создан не мужчиной, а Человеком, сочетающим в себе как мужское, так и женское начала. Именно это позволило Богу сотворить Еву из одной грани (по упрощенной версии – ребра) Адама, назвать их мужем и женой и завещать стать одной плотью в их детях.

Проблема взаимоотношений человека с Богом в иудаизме решается следованием определенным божьим заповедям, важнейшая из которых - преданность Богу. При этом за человеком, в отличие от животных, сохраняется свобода выбора быть ему праведником или грешником, ходить пред Богом или уйти от Бога. Такая свобода изначально заложена в иудаизме идеей первородного греха – нарушением Адамом и Евой божьего запрета вкушать плоды дерева познания добра и зла без раскаяния за это. Таким образом, иудаизм, четко фиксируя изначальную грешность человека, большее внимание уделяет покаянию – возвращению к Богу даже после греха, без чего человека настигают божьи кары.

Смерть человека в иудаизме рассматривается как разрушение его целостности; тело и животная душа (прах земной) возвращаются земле, а нематериальная и бессмертная божественная душа - к Богу. Вопрос о загробном мире почти не обсуждается, однако утверждается, что в конце времен Бог воскресит мертвых, соединив разделенные души. Таким образом, идеология иудаизма ориентирует человека на жизнь в данном, а не потустороннем, мире.

Христианство(от греч. Христос – помазанник) исповедуют 34% всех людей, включая 56% населения России. Оно сохранило каноны иудаизма, касающиеся единобожия, сотворения мира и происхождения человека, включая первородный грех. Таким образом, христианство тоже выделяет человека из природы, наделяя его душой, но одновременно делает его грешным, провинившимся перед Богом и вынужденным замаливать не только собственные грехи, но и грех прародителей всего человечества. С точки зрения христианства, сущность человека двуедина – бренное тело с бессмертной душой, а высшей целью его жизни должна быть любовь к Богу и его сыну, воплощенному в образе Иисуса Христа.

Иисус Христос является не просто пророком, проповеди которого – закон божий, а Богом-Сыном, посланным на землю с уникальной целью – своей земной смертью искупить предшествующие грехи человечества. Таким образом, в христианстве появляется элемент данной Богом возможности новой, праведной жизни в Царстве Небесном. Однако он неразрывно связан с представлением об Апокалипсисе(от греч. апокалипсис– откровение) – “конце света” - ивтором пришествии Христа, который воскресит мертвых и на Страшном Суде воздаст каждому по заслугам. В результате христианство акцентирует внимание не на земной жизни, а на дальнейшем бессмертном безоблачном существовании в Царстве Небесном, которое, однако, нужно заслужить любовью к Богу в земной жизни.

Ислам (от араб. ислам– покорность, смирение) – это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII в. н. э., которую исповедует около 19% населения Земли, в том числе порядка 9% жителей России, называющих себя мусульманами (от араб. муслим– отдавший себя). Она впитала в себя все основные положения иудаизма и христианства, считая, что единый Аллах(одно из обозначений Бога, настоящего имени которого не знает никто) – то же Бог иудеев и христиан. Однако, поскольку приверженцы этих религий получили истинное божественное откровение раньше мусульман, они “успели его подзабыть”.

Восстановление истинной веры, т.е. ислама, Аллах осуществил с помощью очередного своего пророка Мухаммада (Магомета) - человека, появившегося после других пророков: Ибрахима (Авраама), Исмаила, Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса Христа, который не считается Богом-Сыном). Согласно исламу, все свершается по воле Аллаха, который создал мир, влючая самое совершенное творение, Адама, а из плоти Адама - женщину Хавву. Аллах награждает за смирение и веру в Аллаха, но наказывает за веру в других богов, гордыню и нечестие, для чего каждого человека постоянно сопровождают 2 ангела, один из которых регистрирует добрые деяния, а другой – нечестивые. В свое время Аллах положит конец этому миру, воскресит умерших и будет их судить по их делам, воздавая каждому сполна – грешникам предназначены адские муки, а праведники навечно поселятся в райских садах. Интересно, что слово “обезьяна” происходит от арабского абу зина, что дословно переводится как “отец блуда”

Для ислама характерна достаточно жесткая регламентация жизни мусульман, зафиксированная в Коране (от араб. ал-куран– назидание) и Суне (от араб. суна– образец, пример). Она требует, в первую очередь, обязательной веры, частых молитв и постов, посещения исламской святыни Мекки и борьбы за веру - джихада(от араб. джихад- усилие). Данная религия в наименьшей степени считается с личностью человека и свободой выбора, подчинив их служению Богу, что выражено даже в названии самой религии (см. выше). Кроме того, если другие религиозные течения относительно терпимы к иноверию, сторонники ислама стремятся к приобщить к мусульманству как можно большее число людей. В частности, альтернативой обращения в ислам для неверных является смерть, а для иудеев и христиан – постоянный налог или война.

Таким образом, согласно мифологии, человек рассматривается как часть природы, однако религиозные воззрения выделяют его из природы – ставят его над природой, обосновывая это божественным происхождением человека, наличием некоей нематериальной души, которая и определяет сущность его бытия.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Какоие взаимоотношения человека и природы отражаются в тотемизме?

  2. В чем принципиальное отличие буддизма от более поздних религий?

  3. Что, согласно религиозным представлениям, выделяет человека из природы?

  4. Чем наделен человек, в отличие от животных, в иудаизме и христианстве?

  5. Каковы взгляды на сущность человека в исламе?