Селеннова Татьяна Викторовна

Ассистент кафедры медицинской биологии и генетики

СПбГМУ им. И.П. Павлова

Преподаватель биологии лицея 214 Санкт- Петербург.

Одной из целей введения профильного обучения на старшей ступени образовательных учреждений общего образования является предоставление возможности учащимся получить образование в соответствии с образовательными потребностями и возможностями. Однако, как показывает практика, в одном образовательном учреждении сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащихся, их интересы и запросы. В подавляющем большинстве случаев выбор профиля определяется не потребностями учащихся, а теми совокупными ресурсами, которыми располагает школа. Очевидно, что это не соответствует целям введения профильного обучения.

Ситуация сложившаяся в настоящее время, очевидно, должна рассматриваться в ракурсе системы непрерывного образования, понимая под этим не только концепцию «обучения через всю жизнь», но и взаимосвязи между различными уровнями обучения.

На региональном и муниципальном уровне концепция профильного обучения предполагает разработку моделей и механизмов реализации профильного образования исходя из принципа обеспечения его вариативности. Как известно, предлагаются три таких модели:

  • Однопрофильное образовательное учреждение;
  • Многопрофильное образовательное учреждение;
  • Сетевая организация

На наш взгляд, из представленных моделей, наиболее эффективной является модель сетевой организации.

Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений.

При этом сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей.

Как известно, система непрерывного образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни обучения. Наиболее распространенной моделью сотрудничества является образовательная модель «школа- вуз». Это, безусловно, пример локального сетевого взаимодействия.

На базе лицея 214 естественно- научного профиля г. Санкт-Петербурга предоставляются образовательные услуги по подготовке в целый ряд вузов по единой, согласованной с вузами –участниками программе. Следовательно, лицей стал межвузовским центром подготовки учащихся. К вузам участвующим в сетевом взаимодействии относятся СПбГМУ им. И.П. Павлова, СПбГУ, Педиатрическая академия. В учебном процессе задействованы преподаватели некоторых вузов, входящих в данный альянс, а преподаватели лицея являются членами предметных приемных комиссий СПбГМУ им. И.П.Павлова.

Вузами признано качество подготовки детей по единой программе. В рамках этой программы был успешно апробирован учебник «Биология, профильный уровень» под редакцией И. А. Пономаревой, созданы элективные курсы «Биология животных» Селеннова Т.В и «Биология растений» Минкова О.Ю., апробируется элективный курс «Клетки и ткани.10-11 класс» Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.

В сетевом взаимодействии принимает участие кафедра естественно –научного образования СПб АППО. Между кафедрой и сотрудниками лицея давние сложившиеся отношения и наше сотрудничество приводит к высоким результатам и показателям лицея. Кафедра участвовала в апробации учебника «Биология. Профильный уровень», а также элективного курса «Клетки и ткани». Благодаря нашему взаимодействию преподаватели лицея постоянно повышают свой профессиональный уровень за счет курсов повышения квалификации, участия в конференциях и съездах. Огромное значение для нас имеет совместная работа с сотрудниками кафедры и преподавателями вузов в экспертно совете и федеральной комиссии по проверке ЕГЭ. Такое сетевое взаимодействие, безусловно повышают уровень и качество образования в нашем профильном лицее.

Качество образования подтверждается высокими результатами сдачи ЕГЭ – средний балл по биологии для 80 выпускников лицея в 2012 году составил 76 баллов, по городу 58,4 баллов. На протяжении всех лет существования лицея выпускники успешно поступали в вузы медицинского профиля, и процент поступивших не опускался ниже 96.

Анализ результатов обучения студентов на 1 курсе СПб ГМУ им. И.П. Павлова показал, что учащиеся лицея демонстрируют устойчивые знания и не испытывают проблем в ходе освоения программы первого курса на кафедре медицинской биологии и генетики. Рейтинговый балл достаточно высок. 16 выпускников лицея обучающиеся на бюджетном отделении лечебного факультета имеют по окончанию курса рейтинговые баллы от 80 до 100, большая часть смогли автоматически подтвердить свои знания.

В процессе данного сетевого взаимодействия вузы регламентируют порядок проведения довузовской подготовки и предоставляют учащимся:

  • дополнительные возможности при поступлении на бюджетное отделение( участие в олимпиадах, приравненных ко вступительным экзаменам).Высокие результаты олимпиад медицинского и биологического факультетов СПбГУ приравнивались к 100 баллам ЕГЭ и были признаны Педиатрической академией, факультетами СПбГУ и CПбГМА им. И.И.Мечникова.
  • дополнительные возможности при поступлении на договорной основе( возможность перехода на бюджетное отделении в случае отличной успеваемости).

Организационные аспекты обучения в данном альянсе состоят в следующем:

  • учащийся готовится к поступлению сразу в несколько вузов-участников, на группу специальностей.
  • подготовка осуществляется на основе соглашения или договора между заинтересованными сторонами.
  • учащиеся получают программу подготовки, утвержденную вузами участницами, и необходимое учебно -методическое обеспечение. Программа включает в себя углубленное изучение профильных для вузов-участников дисциплин, профориентационные занятия, которые осуществляются в рамках медицинской практики.

При реализации такого сетевого взаимодействия выгоды участников очевидны.

  • учащийся имеет больше возможностей для поступления и на бюджетное и на внебюджетное отделения вузов. Кроме того, за период обучения он детально знакомится с выбранной специальностью и с особенностями обучения по данной специальности в вузах-участниках.
  • интерес лицея, как межвузовского центра подготовки обусловлен следующими факторами. Во-первых, на интегрированные программы набор учащихся сделать легче, чем на образовательную программу под единственный вуз. Во- вторых, подобные программы позволяют использовать ресурсы вузов-участников.
  • интерес вузов связан с тем, что в условиях конкурентной борьбы за студентов вузы получают сильный подготовленный контингент учащихся.

Реализация концепции межвузовского центра на базе общеобразовательного учреждения, каким является лицей, достаточно сложный процесс. В ряде случаев, вузы демонстрируют нежелание делегировать кому бы то ни было учебный процесс по подготовке в вуз и с большой осторожностью относятся к делегированию маркетинговых функций. В ряде случаев возникают сложности с признанием результатов олимпиад проводимых другими вузами.

Очевидно, что создание мощного межвузовского центра невозможно на базе одной, даже ,безусловно успешной профильной школы. Сетевые взаимодействия между школами естественно научного профиля в городе практически не реализуются. Это объясняется тем, что в условиях «демографической ямы» когда объем бюджетных средств, выделяемых учебному заведению, находится в прямой зависимости от обучающего контингента, школы включены в конкурентную борьбу и используют модели конкурентного поведения.

На наш взгляд, задача создание межвузовских центров несколько проще будет решаться сторонней независимой образовательной организацией предпринимательского типа. В силу мобильности, простоты организационной структуры и оперативности управления такие центры могут взять на себя координирующую роль в сложных конкурентных процессах вузовского взаимодействия и взаимодействия между профильными школами ,с целью реализации программ довузовского обучения, помощи школам при переходе на профильное обучение, создании сетевых узлов и кольца ресурсных центров.